Вверх








Нормы дпй жеиезнодорожного моделизма

Нормы дпй жеиезнодорожного моделизмаПеред тем как приступить к самостоятельной постройке железнодорожных моделей моделей подвижного состава, действующих макетовжелезной дороги, макетовотдельных зданий, инженерных сооружений и др., необходимо познакомиться с основами железнодорожного моделизма нормами, принятыми при постройке моделей и макетов.

Если обратиться к истории появления нормативов на постройку моделей железных дорог, то следует отметить, что при изготовлении первых железнодорожных моделей игрушек отсутствовали какие бы то ни было стандарты и общие требования. Вскоре после начала промышленного изготовления моделей железных дорог заводы изготовители начали придерживаться определенной ширины колеи 63,5 мм и 45 мм. Однако в тридцатые годы, когда железнодорожный моделизм стал привлекать все большее число любителей и в силу ряда причин наметилась тенденция к миниатюризации модельной железной дороги, американские заводы начали изготовление моделей в масштабе 1:75 с шириной колеи 19 мм; немецкая фирма «МагкИп» выпустила железную дорогу в масштабе 1:80 с шириной колеи 16 мм; итальянская фирма «Rivarossi» и немецкая «Fleisch тапп» начали производство моделей в масштабе 1:75 с шириной колеи 16,5 мм. Естественно, что такое разнообразие масштабов очень затрудняло использование на одном макетемоделей, изготавливаемых разными фирмами, поэтому возникла необходимость установления единых масштабов и норм для изготовления моделей.

Возникновение в 1954 г. международной организации любителей моделистов железных дорог Modelleisenbahnverband Europa (Европейского союза моделистов железных дорог, сокращенно MOROP), куда входят национальные союзы моделистов европейских государств, явилось большим шагом вперед в вопросах выработки единых технических требований к моделям железных дорог. Первые нормы «Могшей Europischen Мо dellbahnen» («Нормы европейских моделей железных дорог», сокращенно NEM), принятые MOROP в 1958 г., определили единые масштабы, ширину колеи, габариты подвижного состава и приближения строений, параметры рельсов, колесных пар, стрелочных переводов, электрического тока и др. Эти нормы явились основой при постройке железнодорожных моделей и макетов

как для моделистов, так и для предприятий, изготавливающих по движйой состав и принадлежности модельной железной дороги. В настоящее время в составе MOROP постоянно работает техническая комиссия, в задачи которой входит разработка новых и совершенствование действующих норм в связи с возрастающими требованиями, предъявляемыми к моделям железных дорог и повышением технических возможностей заводов изготовителей моделей. Утверждение новых норм, внесение дополнений в ранее принятые и отмена действия устаревших норм происходят на общих заседаниях организации и представителей заводов изготовителей.

Строгое соблюдение норм в любительском моделизме является обязательным требованием для каждого моделиста, оно обеспечит успех в работе вознаграждение за упорный труд тем, что модель или макетбудут обладать хорошими эксплуатационными качествами;поезда, движущиеся на макете, будут проходить по всем путям и стрелочным улицам без сходов; локомотивыбудут двигаться в том направлении, в каком установлен переключатель на пульте управления; при движении поездовне будет происходить произвольное расцепление вагонови др. В противном случае, когда моделист из за незнания, поспешности или по другим причинам начнет отступать от установленных норм, он этим допустит грубые ошибки, которые очень трудно устранить после изготовления модели или макета. Такие же неприятные последствия влечет за собой некачественно составленная документация, по которой создается макетили модель.

Перед началом постройки макетаили модели необходимо продумать все вопросы конструкции, проработать все узлы и свои решения нанести на чертежи составить документацию, по которой будет выполняться работа. Хорошая и полная документация, составленная с учетом всех норм, будет служить помощйиком при постройке, эксплуатации, ремонте или реконструкции макетаи модели. Особенно четкими должны быть электросхемы, а весь монтаж должен отвечать начерченному. Изменения, которые появились при постройке или эксплуатации, должны быть сначала занесены в схему и только потом осуществлены на макете. Это особенно важно для клубов и кружков, где строятся коллективные макетыи над одной задачей работает несколько моделистов.

«Нормы европейских моделей железных дорог» 1958 г., впервые переведенные на русский язык в первом издании нашей книги, сейчас почти полностью заменены новыми. В настоящем издании приведены действующие нормы, однако для удобства пользования выпущенной ранее литературой по железнодорожному моделизму сделаны ссылки на соответствующие нормы 1958 г.

Как уже отмечалось выше, модели железных дорог стали различать по ширине колеи. Когда в последующем стали определяться масштабы моделей игрушек, ширина колеи стала единственным критерием при расчете масштабов ширина колеи модели сопоставлялась с шириной колеи настоящей железной дороги:

масштаб = ширина колеи модели ширина колеи железной дороги

В приведенной формуле ширина колеи настоящей железной дороги принята равной 1435 мм. Эта ширина колеи принята почти во всех странах Западной Европы и Америки.

Когда создавались международные нормы, предприятия, изготавливающие модели железных дорог, производили модели различных масштабов с шириной колеи 32; 22,5; 16,5 и 12 мм.

При обобщении опыта производства были созданы три основные нормы: «Диаграмма масштабов» NEM 011; «Масштабы и условные обозначения» NEM 012; «Узкоколейные железные дороги (масштабы и условные обозначения)» NEM 013. В настоящее время эти нормы отменены и заменены новой «Условные обозначения, ширина колеи, масштабы» NEM 010 и дополняющей ее нормой «Паровые и садовые железные дороги» НЕМ 020.

Норма NEM 010 определяет масштабы, в которых разрешено строить модели железнодорожной техники, соответствующую каждому масштабу ширину колеи и условные обозначения, присвоенные каждому типоразмеру. История появления общепринятых условных обозначений типоразмеров моделей железных дорог не случайна. При составлении первых норм на модели железных дорог самыми распространенными в Европе были модели, изготовленные в масштабе 1:45 с шириной колеи 32 мм. Этим моделям было присвоено условное обозначение О (нуль) символически обозначившее начало. Модели с шириной колеи 45, 57 и 63,5 мм соответственно получили

условные обозначения 1, II и III. Другим масштабам условные обозначения были присвоены следующим образом: масштаб 1:87 получил условное обозначение НО как начальные буквы немецких слов «НаЬ Nuli» (половина нуля), масштаб 1:120 ТТ от английского «ТаЫе top» (доска стола), масштаб 1:160— N от немецкого «Neun» (девять). Условное обозначение Z, соответствующее масштабу 1:220 и ширине колеи 6,5 мм, было присвоено фир .мой «МагкИп», впервые освоившей выпуск таких моделей.

Норма NEM 010 устанавливает единую ширину колеи железнодорожных моделей для определенных интервалов ширины колеи настоящей железной дороги. Это сделано для удобства использования моделей подвижного состава, выполненных в одном масштабе, но имеющих несколько отличающуюся ширину колеи у оригинала, например, для железных дорог широкой колеи 1435 мм в странах Западной Европы, 1520 мм в СССР, 1676 мм в Индии и др. Следовательно, модели советского подвижного состава должны быть построены с шириной колеи по норме NEM 010, но масштаб уменьшения должен быть выдержан. Например, модели советского подвижного состава, построенные в масштабе 1:87 (НО), должны иметь ширину колеи 16,5 мм, а не 17,5 мм, как получилось бы расчетом.

Моделисты довольно часто выбирают для своих макетовтему узкоколейной железной дороги, и это не случайно, так как железные дороги узкой колеи (ширина колеи менее 1435 мм) в большинстве своем являются дорогами местного значения, проложенными в холмистой местности, лесистых ущельях с пересечением множества маленьких рек. Макетыузкоколейной железной дороги компактны, а местность, воспроизведенная на них, выражает всю красоту и фантазию творения природы. Для узкоколейных железных дорог в норме NEM 010 введены дополнительные индексы к условным обозначениям типоразмеров разной ширины колеи. Например, модели узкоколейной железной дороги с шириной колеи оригинала от 650 до 850 мм, построенные в масштабе 1:87, имеют колею шириной 9 мм и условное обозначение НОе.

Во многих случаях основной масштаб некоторых узлов модели нельзя выдерживать по техническим или технологическим причинам. Например, ширина поверхности катания колеса в масштабе 1:87 составит 1 мм, а высота гребня бандажа 0,32 мм. Строгое соблюдение этих значений при постройке модели привело бы к большим затруднениям при ее эксплуатации, так как малейшие неровности пути вызывали бы сходы поездас рельсов. Поэтому норма NEM 010 содержит примечание, допускающее, что некоторые узлы моделей могут иметь отступления от масштаба, но только в том случае, если они определены специальной нормой.

В норме НЕМ 010 имеется таблица коэффициентов пересчета размеров из одного масштаба в другой .

Наряду с общепризнанными миниатюрными моделями железнодорожной техники в отдельных странах получили некоторое распространение крупномасштабные модели с масштабом уменьшения от 1:45 до 1:2, эксплуатируемые на садовых участках и других открытых площадках. Для привода в действие таких моделей применяют электродвигатели и паровые машины, отапливаемые углем, спиртом, газом или другим топливом. Для стандартизации этих моделей принята норма «Паровые и садовые железные дороги» NEM 020. Описание этих моделей не является предметом настоящей книги, поэтому рассмотрение этой нормы, а также других, связанных с ней, опущено.

При постройке макетовжелезных дорог важное значение имеет соблюдение норм, определяющих габарит приближения строений, представляющий собой условное поперечное очертание (перпендикулярное оси пути), внутрь которого не должны заходить никакие части зданий, сооружений и устройств. Соблюдение этого габарита обеспечивает свободное и безопасное продвижение подвижного состава. Ранее действовавшая норма «Габарит приближения строений» НЕМ 102 пересмотрена и заменена тремя новыми нормами «Габарит приближения строений на прямых участках» НЕМ 102, «Габарит приближения строений на кривых участках» НЕМ 103 и «Габарит приближения строений узкоколейных железных дорог» НЕМ 104.

Норма «Габарит приближения строений на прямых участках» НЕМ 102 устанавливает ограничительный контур, внутрь которого не должны заходить элементы зданий, инженерных и искусственных сооружений, устройств сигнализации, опор и подвесок контактной сети и других предметов на прямых участках пути. Исключение составляет размещение в нижней части габарита различных исполнительных механизмов приводов стрелочных переводов, расцепителей и др., а также настилов переездов и переходов. Пространство, в котором допускается размещение этих элементов, определено нормой «Габариты подвижного состава» NEM 301 (см. далее).

Так как радиусы кривых, допускаемые на модельной железной дороге, по сравнению с настоящими значительно уменьшены, то при прохождении модельным подвижным составом кривых участков пути происходит некоторое смещение в плане относительно оси пути.

середины и концов вагонови локомотивов. Следовательно, на этих участках требуется расширение габарита приближения строений. Значения расширения габарита приближения строений определены нормой «Габарит приближения строений на кривых» НЕМ 103 . Из рис. 189 видно, что расширение габарита приближения строений на размер Е в обе стороны одинаково. Значения Е даны в таблице в зависимости от радиуса. При составлении данной нормы исходной единицей подвижного состава был выбран самый длинный вагон, соответствующий группе С из нормы «Межпутьевые расстояния» NEM 112/i (см. далее). При наличии на макетепереходной кривой, примыкающей к круговой кривой, значение расширения габарита Е на этом участке необходимо рассчитывать в зависимости от параметров переходной кривой с последующей проверкой габарита опытным путем.


Смотрите также:

Моделизм

Моделизм


Слово «моделизм» большинство людей связывают с постройкой летающих моделей самолетов, изящных парусников и современн ...
Развитие железнодорожного моделизма и его направления

Развитие железнодорожного моделизма и его направления


Железнодорожный моделизм так же стар или так же молод, как стара или молода сама железная дорога. Труд ...
Занятия железнодорожным моделизмом

Занятия железнодорожным моделизмом


В железнодорожных институтах, техникумах и училищах занятия железнодорожным моделизмом дают учащимся д ...





Железная дорога     Поезда    Составы    Пути    Макеты    Знаки